Городище Гяур-кала

Плоская вершина западного холма историко-археологического комплекса Миздакхан, расположенного близ городаХоджейли в Каракалпакстане, увенчана величественными руинами древнего городища Гяур-кала. До сих пор впечатляют колоссальные десятиметровые крепостные стены, опоясывающие крутые склоны возвышенности. Внутри стен видны причудливые лабиринты остатков двух разновременных цитаделей. Над одной из них, более ранней, возвышаются оборонительные башни. Некоторые археологи считают, что эти башни могли быть не только фортификационными сооружениями, но и служить храмовыми постройками. В другой цитадели раскопки выявили большой внутренний двор, окруженный парадными, жилыми и хозяйственными зданиями, украшенными росписями и резьбой по глине. В сторону некрополя Миздакхан обращена обвалившаяся часть исполинской арки, украшавшей некогда городские ворота. Все пространство городища избороздили бугры, скрывающие древние строения.

Очертания Гяур-калы едва различимы неопытным глазом, но узбекские ученые определили: уже в IV веке до нашей эры здесь, на холмах Миздакхана, располагался город Мазда, крупный торгово-ремесленный центр Хорезмского государства, через который проходило одно из северных ответвлений Великого шелкового пути. Об этом свидетельствуют находки остатков тканей с золотыми нитями, раковин каури из Индийского океана и бус из кораллов.

Русский  археолог и востоковед С. Толстов, на протяжении нескольких десятилетий исследовавший руины городов и крепостей древнего Хорезма, пришел к выводу, что одна из древнейших мировых религий – зороастризм  зародилось в этом регионе, и отсюда началось его распространение по всей Азии. Многие ученые, присоединяясь к этому мнению,  считают, что именно здесь, в окрестностях Ходжейли, самим Заратустрой написаны первые гаты – гимны священной книги «Авеста». Никто не подвергает сомнению факт, что в городе жили огнепоклонники – адепты зороастризма.

Когда в 712 году в Хорезм вторглись арабы под предводительством полководца Кутейбы ибн Муслима, население города еще семьдесят лет оказывало упорное сопротивление воинам ислама. Именно тогда  получило свое нынешнее наименование городище Гяур-кала – «Крепость неверных», ибо для мусульман огнепоклонники были язычниками, неверными.

Археологи определили, что культурный слой Гяур-калы достигает десяти метров и охватывает период от IV века до нашей эры  до начала XIII века. С тех пор много воды утекло. Местные верования стали обычаями, уживавшимися с новой исламской религией. Бывали у горожан и лучше времена, бывали и похуже. Но такого бедствия, которое принесли с собой полчища монголов, никто и представить не мог. В 1220 году воины хана Джучи, сына Чингисхана, до основания разрушили город.

Рядом в низине, среди песков, прослеживаются планировки кварталов более позднего города, XIII–XIV веков, куда после нашествия монголов переселились жители Гяур-калы, и известного среди местного населения под названием Шахар-Антакия. Здесь при раскопках были обнаружены не только жилые постройки, но и мастерские ремесленников, где найдены фрагменты изделий из керамики и металла, маслобойни, винодельческие подвалы. А в одном из кварталов была раскопана мечеть –  намазгох, во дворе которой обнаружена система канализации, сложенная из больших керамических труб, что свидетельствует о высоком уровне инженерной мысли горожан.  Но и этот город вскоре погиб в песках.

Гяур-кала – самый высокий холм в округе, на его глиняных склонах местные жители не пасут овец, не возделывают огороды. Со стен цитадели  окружающая его степная равнина просматривается на десятки километров. Восемь столетий высятся руины Гяур-калы, напоминая о временах процветания древнего Хорезма.